Мы начинаем цикл статей посвященных тому чтобы разобраться в разнице между гоночными и уличными маслами.
В первой части мы расскажем о Воздействии гонок на масло, о смазыващей сопосности
Вторая часть расскажет о выборе вязкости
А в третьей части остановимся на присадках
Разница между гоночным маслом и уличным моторным маслом в значительной степени заключается в изначальном химическом составе и комплексе различных присадок определяемых изготовителями двигателей. Комплект присадок увеличивает эффективность смазочных и защитных функций масла, таких как защита от износа, уменьшение трения, устойчивость к коррозии и моюще-диспергирующие свойства, которые сохранят детали двигателя в чистоте и рабочем состоянии.
Воздействие гонок на маслоВот как выглядит масло после работы на протяжении 500 милей двигателя NASCAR. Справа новое синтетическое гоночное масло 20W-50, а слева такое же масло с Форда Марка Мартина после его победы в Фонтана в 1998 г. Изменение цвета происходит в результате окисления, которое происходит при нагревании, воздействии сажи и других продуктов сгорания углеродов. Эти двигатели обладают мощность в 700 л.с. Сегодня гоночные версии в двигателях используют синтетические масла 5W-20, рассчитанные на мощность 900 л.с. |
«Как отличается работа кулачкового механизма на уличной дороге и на гоночной трассе, так же из-за тонких различий отличается работа высокопроизводительного уличного масла от гоночного. – Объясняет Лэйк Спид мл., специалист по смазке компании Driven Racing Oil. – Незначительные детали имеют важное значение».
«Гоночное масло в большей степени обогащено присадками способствующими большей эффективности защиты двигателя. – Подытоживает Марк Негаст, технический директор Lucas Oil Products. – Такие же добавки, но только в большей концентрации».
«При разработке гоночных масел не учитывается срок службы устройства». – Добавляет Крис Баркер, менеджер технического отдела в Royal Purple.
Сегодня в последних моделях автомобилей применяются качественные современные моторные масла. Формулы масел разрабатывались с дополнительными свойствами, предназначенные для эксплуатации в самых различных условиях, в том числе сохраняя каталитический нейтрализатор и соответствующие выбросы. Но многие современные моторные масла имеют низки противоизносные свойства, поскольку современные модели автомобилей имеют меньше проблем, связанных с высоким риском трения. Это уменьшает своевременную производительность двигателей или в модифицированных гоночных двигателях, оснащенных плоским толкателем кулачкового механизма и клапаном высокого давления, опасно применение таких моторных маслом.
«Противоизносные присадки бывают различных составов, и каждый крупный поставщик предлагает присадки нескольких вариантов, отличающихся эффективностью и молекулярной структурой» - говорит Баркер.
Смазывающая способность гоночных и уличных масел
Один из давних мифов заключается в том, что гоночные масла обладают большей смазывающей способностью чем уличные. Это не так. Пакеты присадок необходимые для производительности двигателя не влияют на смазывающие свойства масла.
«Все хотят использовать в автомобилях масла с большей смазывающей способность на сколько это возможно» - обьясняет Баркер. «Производители смазочных материалов или автопроизводители не указывают низкую смазывающую способность состава, если нет недостатков. Разница между гоночным и уличным маслом заключается в химическом составе, который регламентируется API.»
Масло также используется для охлаждения. Многие новые модели гоночных двигателей используют масло для охлаждения поршня снизу. |
Охлаждающая способность является еще одной важной функцией моторного масла. Она способствует увеличению срока службы всех деталей, при работе двигателя масло распыляется на клапаны, распредвал, нижнюю часть поршней и остужает их. Эти детали работаю в жестких температурных условиях и для их работоспособности необходима максимальная эффективность масла. Обычные минеральные масла пригодны для работы при температуре до 127°С (260°F), в то время как обладающие высокой устойчивостью к температурным колебаниям синтетические масла обеспечивают защиту даже выше 148°С (300°F) без потери вязкости.
При выборе моторного масло является особо важным выбор соответствующего класса вязкости. Многие двигатели как правила не требовательны к вязкости, но слишком большое отклонение от нормы может снизить производительность двигателя или вовсе вывести его из строя.
Некоторые современные двигатели не выдерживают изменений вязкости. Например в двигателях с мелкими деталями клапанов с очень малым зазором регулярное использование несоответсвующего масла может привести к гидравлическому удару. Со временем это может привести к повреждению привода клапанов и даже поломке клапанов из-за износа. Следуйте рекомендациям производителей двигателей в отношении вязкости масла.
Есть разница между вязкостью (измеренное значение) и классом вязкости (который указан на канистре и охватывает ряд измеряемых значений вязкости). Измеренное значение вязкости конкретного масла постоянно меняется с температурой. Класс вязкости масла (например 5W-40) не изменяется, если только масло не испорчено.
Иногда в одной и той же гоночной дисциплине требуются масла с различной вязкостью и составом. Для двигателей Top Fuel dragsters требуется 70, в то время как гонщики Pro Stock для используют 0W-5. |
Классификация вязкости масла по SAE состоит из трех частей. Последнее число (20, 30, 40 и т.д.) определяет класс вязкости. Она определяется степенью вязкости масли при 212 ° F (100 ° C) и является наиболее важной частью класса вязкости. Это следует учитывать при эксплуатации масла. «W» - означает зимнее, а не массу как это принято считать. Первая цифра в сочетании с «W» обозначает тип зимнего масла. Зимние масла характеризуются двумя показателями: вязкость для запуска и прокачиваемость масла. Эти значения вязкости определены как максимальные значения вязкости при различных минусовых температурах. Все это показано в таблице вязкости SAE J300 (см. таблицу).